Многие родители стараются всячески оберегать своего ребенка от различных негативных внешних факторов. В этом стремлении важно не забывать о психологическом здоровье маленького человека. Одним из проявлений эмоционального дисбаланса можно считать повышенную тревожность. Выявление такого расстройства у детей – работа опытного психолога, поэтому при первых подозрениях на патологию следует обращаться за помощью к профильному специалисту.
Виды и причины психологического дискомфорта
Методика выявления тревожности у детей базируется на точном определении источника беспокойства. В первую очередь, нужно разобраться является ли эмоциональный дискомфорт ситуативным или постоянным. В первом случае, ничего страшного в некотором дискомфорте нет. Проблема возникает, если страхи становятся хроническими и возникают без явных причин.
Психологи отмечают, что отклонения у малыша могут возникнуть, как следствие:
- особенностей характера;
- влияния сопутствующих заболеваний организма (сбои в работе сердца, сосудов);
- болезней нервной системы.
У ребят постарше (дошкольный возраст) источником аномальной тревожности может выступать гиперопека или наоборот нежелание родителей заниматься воспитанием собственного чада.
Что может вызвать эмоциональный дискомфорт у детей, общающихся со сверстниками (школьников):
- Неблагоприятная атмосфера в коллективе, семье.
- Сильные переживания (страх, испуг, обида).
- Неприятие коллективом (насмешки, травля).
- Завышенные требования родителей.
- Авторитарность взрослых (отца, матери, учителей).
Во время консультации (выявления причин тревожности) психолог обязательно задает вопрос об интересах и увлечениях больного. Зачастую причиной дисбаланса эмоционального состояния выступает бесконтрольный просмотр телевизора, компьютерные игры.
Симптомы патологического состояния
Недооценивать опасность аномальной тревожности у маленького человека нельзя. Доказано, что длительный внутренний дискомфорт может «перейти» во враждебность к окружающему миру, нежелание общаться со сверстниками, замкнутость, постоянную депрессию и подавленность. Методика работы психолога должна включать обязательное повышение самооценки ребенка, иначе возможны проблемы в обучаемости.
Выявить проблемы можно по следующим признакам:
- постоянная напряженность, скованность движений, суетливость, сбивчивость речи, раздражительность, плаксивость (поведенческие реакции);
- аномальная потливость, красное лицо, вздрагивание при резких звуках, жалобы на головную боль, проблемы со сном и аппетитом (физиология);
- нежелания браться за что-то новое, ожидание неудачи, апатия, депрессивные состояния (эмоции).
Важно, не пропустить первые симптомы и вовремя начать бороться с проблемой.
Как самостоятельно выявить нарушения
Нередко излишняя забота родителей становится причиной тревожности и раздражительности. Маленький человек начинает опасаться походов в больницу и частых осмотров. Поэтому, многие специалисты рекомендуют предварительно «поработать» с малышом в домашних условиях. Существует простая методика, позволяющая определить наличие аномалий в эмоциональном балансе у детей. Чаще всего психологи используют тест Тэммпл-Амен-Дорки, состоящий из 14 простых вопросов (или картинок).
Реакция ребенка на различные ситуации фиксируется в специальную таблицу. По количеству негативных откликов можно высчитать индекс тревожности по формуле:
ИД = негативные ответы / 14 х 100%
Для примера, если маленький человек отметил плюсом 10 ситуаций, то его ИД равен 10/14х100=71%. Опасной считается ситуация, когда показатели выше 50%, задуматься о профилактическом посещении специалиста стоит при индексе тревожности выше 20%.
Как предотвратить, исправить ситуацию
Методика адекватной терапии должна разрабатываться специалистов. Чаще всего психологи рекомендуют коррекционные игры, специальные упражнения по релаксации, десенсибилизации. Отлично помогают рисование, чтение сказок. У детей школьного возраста терапия базируется на выявлении и исключении причины тревожности. Иногда требуется длительный срок для восстановления эмоционального баланса.
Предотвратить проблемы можно, выполняя простые советы психологов. Ничего сложного в профилактике нет, необходимо:
- доверять ребенку, учить его самостоятельности;
- не ставить перед маленьким человеком завышенных требований;
- не скупиться на похвалу;
- правильно организовать учебный, воспитательный процесс.
Важно проконтролировать адаптивные способности у детей, попадающих в новый коллектив (детский сад, первые классы школы), научиться своевременно выявлять первые признаки тревожности.
Ребенок неудачно посмотрел страшный мультик и потом неделю ходил весь излишне напряженный. Пришлось задабривать и успокаивать.
Была проблема с тревожностью у ребенка из-за повышенных требований преподавателя. Проблема решилась сама с собой при переходе в другой класс. Сейчас никаких симптомов тревожности нет.