Многие родители стараются всячески оберегать своего ребенка от различных негативных внешних факторов. В этом стремлении важно не забывать о психологическом здоровье маленького человека. Одним из проявлений эмоционального дисбаланса можно считать повышенную тревожность. Выявление такого расстройства у детей – работа опытного психолога, поэтому при первых подозрениях на патологию следует обращаться за помощью к профильному специалисту.

Виды и причины психологического дискомфорта

Методика выявления тревожности у детей базируется на точном определении источника беспокойства. В первую очередь, нужно разобраться является ли эмоциональный дискомфорт ситуативным или постоянным. В первом случае, ничего страшного в некотором дискомфорте нет. Проблема возникает, если страхи становятся хроническими и возникают без явных причин.

Психологи отмечают, что отклонения у малыша могут возникнуть, как следствие:

  • особенностей характера;
  • влияния сопутствующих заболеваний организма (сбои в работе сердца, сосудов);
  • болезней нервной системы.

У ребят постарше (дошкольный возраст) источником аномальной тревожности может выступать гиперопека или наоборот нежелание родителей заниматься воспитанием собственного чада.

Что может вызвать эмоциональный дискомфорт у детей, общающихся со сверстниками (школьников):

  1. Неблагоприятная атмосфера в коллективе, семье.
  2. Сильные переживания (страх, испуг, обида).
  3. Неприятие коллективом (насмешки, травля).
  4. Завышенные требования родителей.
  5. Авторитарность взрослых (отца, матери, учителей).

Во время консультации (выявления причин тревожности) психолог обязательно задает вопрос об интересах и увлечениях больного. Зачастую причиной дисбаланса эмоционального состояния выступает бесконтрольный просмотр телевизора, компьютерные игры.

Тревога у детей

Симптомы патологического состояния

Недооценивать опасность аномальной тревожности у маленького человека нельзя. Доказано, что длительный внутренний дискомфорт может «перейти» во враждебность к окружающему миру, нежелание общаться со сверстниками, замкнутость, постоянную депрессию и подавленность. Методика работы психолога должна включать обязательное повышение самооценки ребенка, иначе возможны проблемы в обучаемости.

Выявить проблемы можно по следующим признакам:

  • постоянная напряженность, скованность движений, суетливость, сбивчивость речи, раздражительность, плаксивость (поведенческие реакции);
  • аномальная потливость, красное лицо, вздрагивание при резких звуках, жалобы на головную боль, проблемы со сном и аппетитом (физиология);
  • нежелания браться за что-то новое, ожидание неудачи, апатия, депрессивные состояния (эмоции).

Важно, не пропустить первые симптомы и вовремя начать бороться с проблемой.

Как самостоятельно выявить нарушения

Нередко излишняя забота родителей становится причиной тревожности и раздражительности. Маленький человек начинает опасаться походов в больницу и частых осмотров. Поэтому, многие специалисты рекомендуют предварительно «поработать» с малышом в домашних условиях. Существует простая методика, позволяющая определить наличие аномалий в эмоциональном балансе у детей. Чаще всего психологи используют тест Тэммпл-Амен-Дорки, состоящий из 14 простых вопросов (или картинок).

Тест на тревожность

Реакция ребенка на различные ситуации фиксируется в специальную таблицу. По количеству негативных откликов можно высчитать индекс тревожности по формуле:

ИД = негативные ответы / 14 х 100%

Для примера, если маленький человек отметил плюсом 10 ситуаций, то его ИД равен 10/14х100=71%. Опасной считается ситуация, когда показатели выше 50%, задуматься о профилактическом посещении специалиста стоит при индексе тревожности выше 20%.

Как предотвратить, исправить ситуацию

Методика адекватной терапии должна разрабатываться специалистов. Чаще всего психологи рекомендуют коррекционные игры, специальные упражнения по релаксации, десенсибилизации. Отлично помогают рисование, чтение сказок. У детей школьного возраста терапия базируется на выявлении и исключении причины тревожности. Иногда требуется длительный срок для восстановления эмоционального баланса.

Предотвратить проблемы можно, выполняя простые советы психологов. Ничего сложного в профилактике нет, необходимо:

  • доверять ребенку, учить его самостоятельности;
  • не ставить перед маленьким человеком завышенных требований;
  • не скупиться на похвалу;
  • правильно организовать учебный, воспитательный процесс.

Важно проконтролировать адаптивные способности у детей, попадающих в новый коллектив (детский сад, первые классы школы), научиться своевременно выявлять первые признаки тревожности.

Интересное видео по теме