Самооценка школьника – восприятие своих способностей, черт характера, стремлений и поступков. Если она здоровая и адекватная, малышу легко общаться со сверстниками и взрослыми, получать новые знания, добиваться личных успехов вне школы.
Как определить самооценку ребенка
Дети до семи лет мыслят образами и не пытаются оценить себя и друзей. Младшие школьники уже способны на адекватную самооценку. В этом возрасте она зависит от успеваемости, поведения, конфликтов с учителями и сверстниками, достижениями на внешкольных секциях. Малыши сравнивают себя с одноклассниками, и задача взрослых – помочь им не стать зависимыми от чужих успехов.
Для определения самооценки учителя наблюдают за младшими школьниками, проводят индивидуальные беседы с некоторыми из них. Детские психологи часто используют метод «говорящих рисунков». Они просят малыша нарисовать себя и выбрать любое имя. Такие изображения могут многое рассказать о восприятии себя, переживаниях и кумирах ребенка.
Еще один эффективный способ – рисунок «лесенка успеха». Психолог схематично изображает семь широких ступенек и предлагает разместить на них одноклассников (на нижних – хороших детей, на верхних – плохих). Затем специалист просит нарисовать там и себя. Размещение своей фигурки на самой высокой или низкой ступеньке указывает на завышенную или заниженную самооценку.
Результаты оценивания
Ребенок, который адекватно оценивает себя, легко находит общий язык с одноклассниками. Он способен порадоваться их успехам и сопереживать во время неудач. Поэтому малыш становится хорошим другом, завоевывает авторитет и уважение среди сверстников. Он с интересом усваивает новые знания, не боится трудных заданий, не отторгает критические замечания.
Заниженная самооценка встречается у младших школьников, проживающих в неблагополучных семьях. Они слышат рассказы сверстников о родителях и осознают свою неполноценность. Другой вариант – авторитарное воспитание, наказание за малейшую ошибку или провинность.
Такие дети стараются держаться в тени, не участвуют в общих играх, а критику воспринимают крайне болезненно или наоборот равнодушно. Они отказываются от любых поручений, так как не уверены, что могут с ними справиться. Страх ошибки мешает им адекватно оценить степень сложности заданий. Кроме того, им трудно выполнять творческие задачи.
Завышенная самооценка мешает младшему школьнику адекватно оценить свои силы. Ребенок берется за сложные задания, а после неудачи настаивают на своей правоте или перекладывают ответственность за промах на других людей. Такие малыши стремятся быть лидером, диктовать условия игр и забав. Они формируют множество непрочных связей, не способны на сопереживание и крепкую дружбу.
Методы формирования адекватного восприятия себя
Школьникам с завышенным мнением о себе необходимо объяснить ценность критики. Такие замечания позволяют понять ошибки, чтобы следующий раз выполнить задания еще лучше.
Родителям таких малышей нужно не допускать «пустой» похвалы. Высказывайте одобрение только за реальные достижения сына/дочери. Кроме того, начните хвалить и других детей, если они это заслужили.
Помогите школьнику понять, в каких случаях он имеет полное право сказать «нет» одноклассникам и взрослым людям.
Для повышения уверенности в себе покажите сыну/дочери, как многому он научился за последние месяцы. Покажите ему первые прописи или видео ранних занятий внешкольных секций. И никогда не сравнивайте школьника с одноклассниками или детьми своих подруг.
Особенности самооценки подростков
В подростковом возрасте происходит первая переоценка ценностей. Успехи в учебе и одобрение взрослых утрачивают свою ценность. Теперь мальчики добиваются уважения у сверстников, развивают физическую силу. Для девочек становится важна внешняя привлекательность, популярность среди противоположного пола.
Гормональные изменения организма создают психическую неустойчивость, мешают адекватно оценивать себя. Поэтому задача родителей – помочь школьникам в этот непростой для них период. Поднять самооценку может:
- освоение музыкального инструмента;
- занятие командным спортом;
- работа в выходные дни;
- волонтерская деятельность;
- помощь младшему родственнику или члену семьи.
Взрослым необходимо с уважением относиться к проблемам подростков, внимательно выслушивать, находить ободряющие слова. Уже через несколько лет юноши и девушки перерастут переходный возраст, научатся адекватно оценивать себя и окружающих людей.
Учителя должны помочь. Они же видят когда ребенок забит, а когда наоборот старается кого-то обидеть.